Строительство железнодорожных насыпей в районах с многолетнемерзлыми грунтами требует особого подхода. Ключевая задача — предотвратить оттаивание основания и обеспечить его стабильность на долгие годы. Использование экструдированного пенополистирола (XPS) в качестве теплоизоляционного слоя позволяет продлить срок службы конструкций и снизить затраты на их эксплуатацию.
Анализ различных методов укрепления насыпей показал, что технология с ТЕХНОНИКОЛЬ XPS 45-500 превосходит традиционные решения как по долговечности, так и по экономической эффективности.
В рамках анализа специалисты изучили два участка:
Новую железнодорожную ветку Обская — Салехард — Надым, где насыпи имели разную высоту. Долговременно эксплуатируемый участок БАМ, находящийся в условиях многолетнемерзлых грунтов.
Для сравнения были выбраны три конструктивных решения:
Все предложенные конструкции обеспечивали необходимую термостабилизацию грунта и предотвращали нежелательные деформации. Однако при сравнении стоимости и эксплуатационных характеристик XPS оказался наиболее выгодным решением.
В северных широтах XPS позволил уменьшить стоимость строительства в 4 раза по сравнению с габионами. Разница в затратах составила от 748 млн до 2,19 млрд рублей на 1 км.
На Дальнем Востоке строительство насыпей с XPS и сезонными охлаждающими устройствами (СОУ) изначально обходилось дороже, чем использование каменной наброски (разница 36-118 млн рублей на 1 км). Однако в дальнейшем эксплуатационные расходы насыпей с XPS оказались значительно ниже.
Преимущества технологии XPS:
Использование ТЕХНОНИКОЛЬ XPS 45-500 в железнодорожных насыпях позволяет снизить затраты на строительство и обслуживание, обеспечивая при этом надежную защиту многолетнемерзлых грунтов. Этот подход делает железнодорожные магистрали более устойчивыми и долговечными, снижая риски эксплуатации.